Разделы сайта

Главная

Закаливание детей дошкольного возраста

    Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

В качестве основных средств закаливания используют естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

При проведении закаливания важно учитывать состояние здоровья детей. По состоянию здоровья дети делятся на 3 группы:

1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией нёбных миндалин 1-й и 2-й степени с хроническими заболеваниями (хронический бронхит, хроническая пневмония, хронический отит). Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2 С, чем для детей 1 группы. Показано закаливание воздухом.

3 группа – дети с органическими заболевания сердца, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, лёгких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.

 

ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

  1. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР.
  2. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, СТЕПЕНИ ЗАКАЛЁННОСТИ РЕБЁНКА.
  3. ПОСТЕПЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ СИЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНОГО ФАКТОРА.
  4. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ – ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ КРУГЛЫЙ ГОД, А ВИДЫ И МЕТОДИКИ МЕНЯТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА И ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ.
  5. СПОКОЙНОЕ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

       Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей дошкольного возраста является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, даёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые помещения.

Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых. Она проводится в присутствии детей, в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +19 С.

К СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЛИВАЮЩИМ ПРОЦЕДУРАМ ОТНОСЯТСЯ

    закаливание воздухом,

    водой,

    хождение босиком и др.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

    Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздухом необходимо использовать при организации дневного сна. Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей является прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже – 15 С, 4-7 летние при температуре не ниже – 18 С – –22 С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе).

Хорошим средством закаливания, укрепление свода стопы является хождение босиком по «Дорожке здоровья».

Сон при открытом воздухе. Дневной сон при открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время. При невозможности организовать сон на воздухе, детей укладывают в проветренном помещении спальни. Детей укладывают при закрытых окнах, затем окна и фрамуги открывают. Во время сна необходимо обеспечить постоянный доступсвежего воздуха, иначе сон на свежем воздухе  подменяется сном в холодном помещении. За 20-30 минут до подъёма  детей окна  закрывают.

Хождение босиком

В зимнее время детей надо приучать ходить босиком в помещении при температуре воздуха +18 С, + 20 С, сначала в носках (3-5 дней), затем без них. Время хождения 3-5 минут, затем его постепенно увеличивают (по1 минуте через3-4 дня), доводя до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды 37 С). Дети босиком могут ходить вначале по коврику возле кровати, затем во время утренней гимнастики ( по полу, ковру).

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава). Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок её элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

    ВСЕГДА СОЧЕТАЕТСЯ С ЗАКАЛИВАНИЕМ ВОЗДУХОМ, ТАК КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ЗАКРЫТОМ ИЛИ ОТКРЫТОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ЗАКАЛИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица прохладной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё, обливание ног, хождение по воде, игры с водой. К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ.

Местное влажное обтирание

Обтирание проводится в следующей последовательности: вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим обтиранием сухим полотенцем, затем вторую руку, грудь, спину, живот, ноги. Постепенно площадь смоченной поверхности увеличивают, переходя к влажному обтиранию всего тела. После чего ребёнка вытирают полотенцем, не допуская интенсивного растирания, приводящего к повышению температуры тела. Проводить это мероприятие лучше под музыку, улучшающую эмоциональное настроение детей.

 Контрастные обливания ног

Хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная гимнастика кровеносных сосудов.