Разделы сайта

Главная

Музыкальный руководитель

Организация музыкально-игровой деятельности  детей дошкольного возраста вне занятий.

Консультация для воспитателей

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников не должно ограничиваться только музыкальными занятиями, поэтому ее включают в разнообразную деятельность в течение всего дня.

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в быту организует воспитательконсультируясь у музыкального руководителя. Это требует от воспитателя:

• понимания целей и задач музыкального воспитания;

• обладания определенным уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей;

• овладения способами художественной практики.

Правильно и интересно организованная работа по музыкальному воспитанию в детском саду обогащает жизнь каждого ребёнка, обеспечивает всестороннее развитие его личности.

Тесное содружество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт учреждения дошкольного образования песни, игры, хороводы и тем самым насыщает жизнь детей музыкально – художественными впечатлениями.

Немаловажное значение в развитии интереса и любви к музыке имеет специальное оборудование и пособия, стимулирующие музыкально – игровую деятельность детей.

Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещённом, доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

В уголке уместно повесить портрет композитора, произведения которого дети поют и слушают. На столике можно красиво расставить пособия и игрушки (детские музыкальные инструменты), которые побуждают ребят к музыкально – игровой деятельности. Те инструменты, которые дети знают и на которых умеют играть (металлофон, триола, цымбалы, барабан и др.), можно положить в музыкальный уголок для свободного, самостоятельного музицирования. Музыкально – игровая деятельность детей наиболее широко представлена в старших группах. Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями: «Урожайная» А.Филиппенко, «Непоседы» Я.Жабко и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно – ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета. Например, детям дают игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи. Не озвученные игрушки-инструменты: балалаечки, сделанные из твёрдого картона и красиво оформленные, гармошки, барабанчики, картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижёрские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек и иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр», «Концерт» и др.

В музыкальный уголок можно положить альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причём каждая картинка должна отражать содержание определённой песни.

Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всесторонне развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы каждого ребёнка.

Музыкально – дидактические игры требуют от дошкольников определённого запаса музыкальных впечатлений, навыков и умений. Эти игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия-упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей. вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально – дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото» и «Три кита в музыке» фабричного производства. С помощью этих игр в которых есть большие и маленькие карточки, дети смогут закрепить виды музыкальных инструментов (струнных, ударных, смычковых, клавишных и духовых) и виды музыкальных жанров (песня, танец и марш) и их разновидности (марш – спортивный, свадебный, военный и т.д.).

Для проведения игры «Угадай, на чём играю» воспитатель подбирает несколько детских музыкальных инструментов (чем меньше дети, тем более контрастные по звучанию должны быть инструменты), ставит их за ширму, а ребятам раздаёт карточки с изображением этих инструментов. Затем педагог играет знакомую мелодию. Ребёнок, угадавший, какой инструмент звучит, должен поднять соответствующую карточку.

В музыкальном уголке может быть также и музыкальный центр или акустическая колонка, с помощью которых дети могут послушать знакомые программные произведения, которые они до этого слушали на музыкальном занятии. Прослушивание знакомых произведений вне занятий вызывает у детей живой интерес к музыке, создаёт фонд любимых произведений.

Участие детей в различных мероприятиях с накопленным музыкальным репертуаром, исполняемым в музыкально-игровой деятельности вне музыкальных занятий, является одним из показателей достаточно высокого уровня развития детей, которое дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.

 

По материалам сайта Maam.ru:https://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-muzykalno-igrovoi-dejatelnosti-doshkolnikov-vne-zanjatii-konsultacija-dlja-vospitatelei.html

 

Подготовили: Мишакова М.А., Дубровина И.В.