Разделы сайта

Главная

Нарушения осанки

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

у детей дошкольного возраста

(Консультация для родителей)

          Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

       Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

        Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

       Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

     Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

      Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

·         Своевременное правильное питание;

·         Свежий воздух;

·         Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

·         Оптимальная освещённость;

·         Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

·         Привычка правильно сидеть за столом;

·         Расслаблять мышцы тела;

·         Следить за собственной походкой.

       Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

 

        Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

      Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

      Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

·      Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  • Упражнения у вертикальной плоскости(стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове(кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

      Все эти упражнения способствуют развитию чувства  правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.   

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

       Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Следовательно, главной целью профилактики нарушений осанки, является укрепление мышечного корсета детей.

     Основными задачами профилактической работы по укреплению мышц спины является следующие:

  • Развивать у детей привычку правильно держать свой корпус.
  • Предупредить заболевание опорно – двигательного аппарата.
  • Приучать детей к постоянному контролю за положением своего тела.
  •  Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
  • Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
  • Воспитывать навыки правильной осанки.
  • Формировать «мышечный корсет».
  • Улучшать координацию движений.
  • Совершенствовать психофизические качества и двигательные навыки ребенка в соответствии с возрастом.

 

Основные средства профилактики нарушения осанки.

     Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статика–динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно – двигательный аппарат ребенка.

Правильный статика–динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

1. Чередование двигательного и статического режима в течение всего дня. - соблюдение статического положения тела согласно возрастным физиологическим особенностям ребенка, (от 12-15 минут с 1 года до 2-х лет, до 35-40 минут для детей 6-7 лет) с обязательными физкультминутками. Особый контроль необходим для просмотра телепередач и игре на компьютере, не превышающие 20-25 минут.

2. Постель ребенка должна быт полужесткой, ровной, устойчивой; с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку. Но, не свернувшись «калачиком».

3. Дневной сон в течение 2-3 часов обеспечивает правильный обмен веществ в межпозвонковых дисках.

 4. Время непрерывного пребывания положений сидя не должно превышать 40 минут.

5. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.

 6. Необходимо правильно организовать рабочие места, освещение должно быть рассеянным и достаточным.

7. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

8. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время занятий под контролем педагогов и родителей.

9. Нужно постоянно бороться с порочными позами (например: привычка стоять с опорой на одну и туже ногу, согнув другую в колени). Эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10. Необходимо освободить ослабленного ребенка имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

11. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро и микро элементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статика–динамический режим, направленный на предупреждение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны взрослых.